Транспортная телематика и новые вызовы

01.06.2020
Распространение новой коронавирусной инфекции затронуло огромное число сфер деятельности человека в большинстве стран мира. Введение ограничений на передвижение привело к значительным изменениям в области организации транспортного обслуживания. Применение цифровых сервисов и введение дополнительных санитарных требований стало новой реальностью для пассажирского транспорта общего пользования. Резкое снижение пассажиропотока и одновременное требование соблюдение социальной дистанции создали условия для востребованности решений, предложенных ООО «ТрансСенсор» при разработке программно-аппаратного комплекса автоматического бесконтактного подсчета количества пассажиров в салоне для решения задач оперативного управления беспилотными маршрутными пассажирскими транспортными средствами, выполненных при поддержке «Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». На настоящий момент еще сложно оценить новые тренды и технические решения, которые будут наиболее активно развиваться в ближайшем будущем, но даже относительно короткий период действия новых условий показал, что изменения в области общественного транспорта будут кардинальными. Цифровые решения и применение беспилотных пассажирских транспортных средств могут быть востребованы, благодаря значительным изменениям пришедшими с новыми требованиями. Исключение водителя из процесса позволяет обезопасить его и пассажиров от распространения инфекции. Системы управления беспилотных автомобилей, движущихся в общем транспортном потоке, для обеспечения безопасности обязаны обрабатывать в реальном масштабе времени большие объемы информации, связанной с обеспечением достаточной ситуационной осведомленности системы управления данного автомобиля. Это может быть достигнуто только за счет сбора и обмена информацией между транспортными средствами и транспортными средствами и окружающей средой. Таким образом, должны быть созданы организационные, технические и технологические предпосылки, обеспечивающие обмен информацией беспилотного транспортного средства с внешней средой. Фактически, система управления транспортного средства использует в реальном масштабе времени информацию, собираемую очень большим количеством датчиков. Отсутствие человека водителя в беспилотном транспортном средстве позволяет организовать движение беспилотных пассажирских транспортных средств без заранее составленного расписания движения. Однако для контроля движения транспортных средств на маршруте интервал движения транспортных средств на маршруте и оперативное расписание движения для каждого транспортного средства на каждый рейс должно составляться в соответствии со следующими правилами: • Заказчиком, в лице городской администрации для каждого периода оперативных суток задается максимально допустимый интервал движения пассажирских транспортных средств на маршруте, исходя из социальных критериев; • Автоматизированная навигационная система диспетчерского управления (АНСДУ) имеет статистическую модель средних скоростей движения пассажирских транспортных средств на перегонах маршрута по часам суток; • Определение времени начала следующего рейса осуществляется в соответствии с заданным интервалом. Времена прохождения каждого остановочного пункта определяются с точностью до секунд, в соответствии со средними скоростями движения по перегонам маршрута и средними потерями времени на остановках, определяемыми статистической моделью, действующей на текущее время начала рейса. Таким образом, формируется оперативное расписание движения в рейсе, которое показывает время прибытия на каждую остановку рейса (для первой остановки это время подачи транспортного средства на посадку пассажиров), момент начала движения транспортного средства с очередной остановки (за исключением последней) с точностью до секунд. Для последней остановки оперативное расписание указывает плановое время прибытия с точностью до секунд; • Интервал движения должен обеспечивает комфортность поездки пассажиров по критерию «наполнение салона» в соответствии с установленным нормативом. Максимально допустимый интервал движения определяется по результатам анализа статистических данных о загрузке салона, полученными по результатам обследования маршрута; • Исходя из динамически изменяющегося пассажиропотока на маршруте, наполнение салона на маршруте должно контролироваться и прогнозироваться с целью недопущения его переполнения салона; • Если наполнение салона в соответствующий период суток на критических участках маршрута может превысить установленную норму, система управления должна уменьшить интервал движения, чтобы исключить переполнение салона; Интервал движения, который может корректироваться для каждого пассажирского транспортного средства, выходящего в рейс, с целью недопущения переполнения салона сверх установленного норматива будем называть динамическим интервалом движения. Другой особенностью является наличие на каждом транспортном средстве аппаратуры подсчета количества входящих и выходящих пассажиров на остановках. Использование интеллектуальных датчиков подсчета пассажиров позволяет обеспечить соблюдение таких режимов работы транспортных средств, которые позволяют соблюдать стандарты «социального дистанцирования» и обеспечения интервалов движения общественного транспорта. Подход, который разработан ООО «ТрансСенсор» предполагает, что расчет наполнения салона выполняется после прохождения каждой остановки в соответствии с разработанной математической моделью данные о текущем наполнении салона передаются в диспетчерский центр и могут быть использованы в алгоритмах управления.